Лом черных металлов находится за железным занавесом

09.04.2019

В пятницу, 5 апреля, в Украине вступил в силу закон, увеличивающий экспортную пошлину на металлолом с €42/т до €58/т. Как эта регуляторная норма отразится на внешней торговле металлоломом, выиграет ли внутренний потребитель лома от новых ограничений экспорта, сколько компаний останется на рынке ломозаготовки. Об этом и не только корреспондент GMK Center побеседовал с Константином Бассом, Председателем наблюдательного совета крупнейшей в стране ломозаготовительной Группы компаний «УКРМЕТ». 

Какие последствия увеличения экспортной пошлины до €58/т для вашей компании и для отрасли в целом? 

– Прежде всего, хочу напомнить, что это не первое повышение экспортной пошлины за последние три года. В сентябре 2016 года ее поднимали с €10/т до €30/т, в июне 2018-го – до €42/т. И вот теперь – до €58/т.
Это говорит о том, что лом черных металлов, фактически, находится за железным занавесом. Сегодня экспортеру не представляется возможным на рыночных условиях приобрести металлолом и реализовать его на внешние рынки. Это значит, что весь металлолом, собранный в Украине, будет оставаться внутри страны и продаваться внутреннему потребителю. 

На чем основана эта уверенность? 

– Когда экспортная пошлина увеличилась с €10/т до €30/т, мы свернули все свои операции через морские порты. Прекратили продавать лом черных металлов в Турцию, в Грецию, в Польшу. И значительной частью переориентировали реализацию на внутренний рынок.
Сегодняшняя пошлина €58/т – это вообще 100%-й запрет на реализацию лома на внешние рынки. Из-за этого решения экспортные поставки окончательно утратили экономическую целесообразность. 

Но ведь в результате может вырасти внутренний рынок? 

– При пошлине в €58/т внутренний потребитель получит еще больше возможности снижать цены закупки.
Сейчас Турция – самый крупный покупатель лома черных металлов в мире. Американцы, канадцы, голландцы, французы продают на турецкий рынок свой лом. Сегодня турецкие сталевары закупают лом большими судами по цене $320/т на условиях CIF.
А украинские потребители лома черных металлов, к примеру, ввиду наличия экспортной пошлины такой же металлолом покупают с рынка Украины по цене $260/т. Разница составляет примерно $60-70 на тонне. Это разница в удешевлении сырья за счет экспортной пошлины.
При этом, турецкие электросталеплавильные заводы сегодня располагают такими же технологиями производства, как и крупные украинские металлургические компании. К примеру, итальянские печи Danieli стоят на некоторых украинских металлургических заводах, такие же печи используют и на турецких металлургических заводах. Но сырье для турецкого переработчика обходится дороже. 

А при каких условиях вашей компании будет выгодно работать на внутренний рынок? 

– Наша компания сейчас, как, впрочем, и пять, семь, десять лет назад, является крупнейшим поставщиком сырья на внутренний рынок. Сегодня мы выступаем генеральными поставщиками «АрселорМиттал Кривой Рог», «Метинвест-Ресурс», «Интерпайп». Мы постоянно работаем с такими предприятиями, как «Запорожсталь», Мариупольский меткомбинат им. «Ильича», «Азовсталь», «Днепровский меткомбинат», «Интерпайп», «Электросталь-Курахово». Фактически, у нас заключены договоры со всеми потребителями лома черных металлов в Украине. 

Не могли бы Вы примерно назвать доли экспорта и внутреннего рынка в структуре продаж вашей компании? 

– Сегодня доля экспорта – ноль. Сейчас мы не занимаемся экспортом. Мы ушли с экспортного рынка целиком и полностью, когда была введена пошлина €42/т. Единственное направление, на котором мы работали с внешним рынком с января по май 2018 года, – это Молдавский металлургический завод. Туда мы отгружали лом черных металлов железнодорожным транспортом. 

В 2010-2014 гг., до ввода пошлины €30/т, мы работали во всех портах Украины: в Одессе, Бердянске, Николаеве, Херсоне, Мариуполе. А сегодня экспортные поставки отсутствуют.
Если говорить о внутреннем рынке, то мы оцениваем свою долю на уровне 30-35% от общей емкости рынка. 

Не было ли претензий к компании со стороны государства по поводу поставок лома на Молдавский метзавод? 

– Было много слухов по поводу того, что наша компания поставляла лом в период действия санкций на Молдавский металлургический завод. Я официально заявлял о том, что мы этого не делали. На Молдавский металлургический завод наша компания металл не продавала. Какие-либо противоправные действия мы не осуществляли, и у нас с государственными органами никаких вопросов не было. 

Будете ли вы поставлять лом в Рыбницу после снятия санкций с Молдавского метзавода? 

– Мы проводили переговоры с Молдавским металлургическим заводом после снятия санкций о целесообразности и возможности поставок. Сегодня эти переговоры продолжаются. Возможно, мы будем отгружать какие-то небольшие объемы, несмотря на столь высокую пошлину. Если и будем поставлять, то из ближайших к данному предприятию регионов – Одесской или Винницкой области. Может быть, какие-то небольшие потоки у нас пойдут уже в следующем месяце. 

Можете спрогнозировать, как изменится структура ломозаготовительной отрасли после введения пошлины в €58/т? 

– Мы считаем, что, на самом деле, все изменения уже случились. Они произошли еще в 2016 году, когда пошлина выросла с €10/т до €30/т. В тот период рынок фактически переформатировался. Крупнейшие игроки ушли из портов. Осталось два игрока, чистых экспортера, которые пытались работать в последние два года, но их экспорт составлял ничтожно низкую долю. И то – в периоды, когда конъюнктура внешних рынков была наиболее целесообразна. То есть, это два раза в году, когда экспорт составлял от 10-12 тыс. т до 15 тыс. т в годовом исчислении. Это очень мало. 

Однако увеличение пошлины до €58/т не позволит им даже на спотовых рынках работать с внешним потребителем. И я предполагаю, что эти два экспортера, которые никогда не работали с внутренним рынком, сегодня переориентируют свои мощности. Они уходят из портов, покупают ломоперерабатывающее оборудование, открывают цеха на юге страны, и будут ориентированы сугубо на внутренний рынок. 

Как это отразится на обеспечении потребителей лома сырьем? Выиграют ли они в этой ситуации? 

– К сожалению, введение заградительной пошлины в €58/т не приведет к увеличению объемов металлолома в стране. Потому, что с каждым повышением пошлины, украинский металлург старается на сумму увеличения скорректировать цену закупки металлолома до экспортного паритета в сторону снижения. Это приводит к уменьшению ломосбора в стране. Таким образом, украинский металлург не получает больше сырья, а лишь оптимизирует стоимость входящего на метпредприятие сырья. 

Есть хороший пример. Казахстан в 2008-2012 гг. был крупнейшим экспортером лома черных металлов. Общая емкость ломосбора в республике достигала 6 млн т в год. С 2012-го года, если не ошибаюсь, или с 2011-го, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев запретил экспорт лома из страны. И 100% металлолома начало поступать только на внутренний рынок. Сейчас в республике емкость рынка сбора лома черных металлов составляет 3 млн т. Это вдвое меньше, чем в период открытого экспорта. 

То же самое сегодня происходит и с Украиной. Когда в 2015-2016 гг. экспортная пошлина составляла €10/т, ломосбор в Украине составлял примерно 5 млн т в год. Этого было достаточно, чтоб обеспечивать все металлургические предприятия страны и экспортировать объемы на уровне 1 млн. тонн в год. С введением пошлины €30/т, а потом – €42/т, и, наконец, €58/т, мы видим, что емкость рынка ломосбора в стране сократилась в прошлом году до 3,2 млн т с 5 млн т. 

Если мы проанализируем первые два месяца текущего года, то увидим, что с заявленной металлургами потребностью в январе в 300 тыс. т, Украина собрала 68-70 тыс. т металлолома. Дефицит составил 200 тыс. т. Февраль – то же самое: потребность составляла 300 тыс. т, сбор – 100 тыс. т. 200 тыс. т. не хватает. 

Почему так происходит? 

– Потому что из-за экспортной пошлины уровень цен в стране недостаточен для увеличения ломосбора. На сегодняшний день, значительно выросла затратная часть, связанная с ломозаготовительной деятельностью. Происходит поэтапное увеличение уровня заработной платы, рост затрат по логистике, рост цен на энергоносители, кислород, расходные материалы. и соответственно, на демонтажные работы. Сама себестоимость получения металлолома значительно выросла за последние 1,5-2 года.
Вот и выходит, что с изменением ценообразования в меньшую сторону снижается целесообразность данного бизнеса. Мы каждый год видим, как уходят с рынка крупные, средние, мелкие компании. На сегодня, по нашему мнению, количество компаний, которые занимаются металлоломом, сократилось как минимум в три раза за последние 3-4 года. 

Но ведь кто-то и заходит на рынок. Например, «Интерпайп» развивает низовую заготовку. Вы чувствуете конкуренцию с их стороны? 

– Наша компания является крупнейшим поставщиком на Днепровский завод «Интерпайп», и на протяжении последних двух лет мы были стратегическим партнером этого предприятия. Несмотря на это, мы конкурируем с «Интерпайпом» в наиболее металлоемких областях Украины: в Харькове, Киеве, Виннице, Житомире, Одессе и Полтаве. Вот 6 областей, где мы с «Интерпайпом» пересекаемся по ломозаготовительной отрасли. Да, мы чувствуем отток металлолома в компанию «Интерпайп», но это здоровая конкуренция, которая приводит к повышению эффективности бизнеса и достижению паритета цен, позволяющего работать с минимальной рентабельностью. 

Ваша компания планирует оставаться на рынке? Что вы намерены развивать в этом году? Во что хотите инвестировать? 

– Да, мы продолжаем развиваться. Инвестируем в ломоперерабатывающее оборудование, закупаем немецкие перегружатели фирмы Fuchs. 

Сегодня компания располагает 56 участками ломопереработки. В ближайшее время планируем открыть дополнительный крупный участок во Львове. Возможно, еще один – в Киеве. 

Наша компания, как и любой крупный европейский ломозаготовитель, старается наращивать парк специализированного автомобильного транспорта, который предназначен для перемещения металлолома по Европе. Это контейнеровозы, оборудованные специализированными контейнерами и мультилифтами. Такая техника – наиболее безопасное и эффективное средство перемещения металлолома. 

К сожалению, стратегические планы развития ограничиваются возможностями внутреннего рынка и неэффективностью экспорта в условиях таких таможенных пошлин. Приходится перестраиваться под изменяющиеся условия, оптимизировать бизнес процессы и повышать производительность. 

Мы, прежде всего, стремимся сохранить рабочие места и строим планы с перспективой на 3-5 лет, с надеждой на то, что все-таки наши аргументы по поводу снижения пошлин будут приняты во внимание, и мы сможем работать в рыночных условиях и на равных конкурировать с мировыми ломозаготовителями.


МЫ ГОТОВЫ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Контакты