УкрМет: Уже в марте могут быть отгружены первые партии лома в Турцию

16.03.2021
На фоне регистрации законопроекта о продлении на 5 лет повышенной экспортной пошлины на лом украинские экспортеры могут вернуться на внешние рынки, чтобы поддержать ломосбор в стране и минимизировать свои потери. Подтолкнуло к этому в большей степени, по мнению Константина Басса – председателя наблюдательного совета Группы компаний «УКРМЕТ», январское затоваривание ключевых потребителей данным видом сырья, вследствие чего украинские металлурги начали квотировать закупки и экстренно снижать цены, не придерживаясь экспортного паритета. Если закупочная политика металлургов в ближайшее время не претерпит изменений, вероятен выход с предложениями о поставках лома на рынок Турции, Молдовы и стран Европы.

– Константин Анатольевич, насколько обоснованы сегодня требования металлургов по необходимости продления действия пошлины на экспорт лома? Обострилась ли в Украине проблема дефицита лома?
– Мы, как и все украинские ломозаготовители, считаем, что для данной инициативы металлургов нет оснований. Во-первых, пошлина позволяет нашим металлургам закупать сырье на $100-150 ниже цен европейских и турецких производителей и тем самым получать сверхприбыль. Тогда как ломозаготовители несут убытки из-за низких закупочных цен на лом, что в свою очередь ведет к снижению ломосбора в стране.
Во-вторых, на сегодняшний день в Украине существует колоссальный профицит лома черных металлов. И ярким примером тому факт ломозаготовки: при росте закупочных цен ее объемы в январе – в не сезон – достигли рекордных за последние 10-12 лет показателей – около 300 тыс. тонн. Да, здесь сыграл фактор резкого роста котировок лома на внешних рынках, который обусловил установление цены на лом металлургами Украины на уровне 9000 грн/т. Вместе с тем, если металлурги заинтересованы в ломе и предлагают адекватные закупочные цены на сырье в соответствии с изменениями котировок лома на внешних рынках, то заготовка лома и объемы его предложения увеличиваются.
Но украинским металлургам лом в таких объемах, как это было, например, в январе, на постоянной основе, видимо, не нужен, поскольку после крупных закупок они с 1 февраля начали «закрывать ворота» своих заводов или квотировать поставки, параллельно экстренно снижая цены и не придерживаясь договоренностей по оплате, увеличивая тем самым задолженность перед поставщиками. Фактически металлурги в короткие сроки снизили цену более чем на 2000 грн/т, устанавливая ее гораздо ниже, чем экспортный паритет рынка. Кроме того, если согласно договорным условиям потребители должны не менее чем за три дня предупреждать поставщика лома об изменении ценообразования, то в феврале уведомления приходили за сутки.

– Насколько интенсивным был поток лома, что он привел к «закрытию ворот»? И когда, по Вашим оценкам, рынок вернется к привычному режиму работы?
– На сегодня, согласно нашим расчетам, запасы лома, например «Запорожстали», позволяют стабильно работать в течение нескольких месяцев. У АМКР запасы лома на уровне месячного потребления, у «Интерпайпа» не хватает площадей для хранения лома, и они вынуждены использовать складские площади на ломозаготовительных площадках.
Соответственно, мы допускаем, что как минимум в ближайшее время закупки лома украинскими металлургами могут сохраняться на сниженном уровне, что в свою очередь негативно скажется на ломозаготовке. Тем более, что только в марте «Укрзализныця» выставила на аукцион более 80 тыс. тонн лома черных металлов.

– Что в такой ситуации планируют делать украинские ломозаготовители, и ваша компания в частности?
– Украинские экспортеры металлолома, и наша компания не исключение, рассматриваем вариант возврата к экспорту, чтобы минимизировать свои потери и не дать остановиться ломосбору в стране. Вероятен выход с предложениями о поставках лома на рынок Молдовы и стран Европы, плюс возврат в порты – для экспорта сырья в Турцию. Переговорно-организационные работы для возобновления поставок лома морским транспортом в процессе. И мы не исключаем, что уже в марте в Турцию могут быть отгружены первые партии сырья.

– Но почему возврат к экспорту рассматриваете только сейчас, если взлет цен на внешних рынках стартовал еще в ноябре-декабре, и с тех пор котировки оставались весьма привлекательными?
– За годы действия высоких пошлин мы, как и многие экспортеры, «ушли» из портов, чтобы не нести дополнительные затраты и какое-то время наблюдали за ситуацией, желая убедиться в ее долговременности. Потому как восстанавливать всю логистику, арендовать перевалочные площади ради нескольких сделок – крупным экспортерам не целесообразно. Кроме того, украинские металлурги поддерживали относительный паритет с экспортными ценами и своевременно оплачивали поставки сырья. Но с февраля ситуация изменилась.

– Какими видите перспективы внешних рынков – можно ли говорить об устойчивом возобновлении экспорта?
– Рынки продолжают восстанавливаться, соответственно, спрос на лом есть. После того как Китай вернулся после празднований Нового года, цены на внешних рынках демонстрируют рост. Так, после падения практически на 100 $/т цен на лом, сегодня они приближаются к пиковым значениям декабря-января. Исходя из текущей ситуации, мы видим тренд на сохранение высоких цен на лом – на уровне около $450-480/т как минимум до начала лета. А дальше не исключаем, что поддержку окажет и сезонный фактор.
В результате, как минимум в ближайшие 2-3 месяца экспортное направление для продаж лома будет сохранять привлекательность, и даст возможность поддержать украинскую ломозаготовительную отрасль, пока на внутреннем рынке спрос на лом ожидается сниженным.

– Вы упомянули о предложениях в Молдову и страны Европы. В соответствии с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, при таких поставках пошлина была гораздо ниже (5 EUR /т), однако для применения такого тарифа требуется сертификат EURO 1, с оформлением которого возникали серьезные трудности. Сейчас ситуация изменилась?
– Да, действительно, с получением сертификата EURO 1 в нашей стране есть трудности. Его попросту не получила ни одна компания при экспорте лома черных металлов водным транспортом, поскольку это наиболее привычная логистическая схема для поставок на внешние рынки. Таможня не выдает его без объяснения причин. Видимо, существует запрет на его выдачу… Но текущий уровень цен на внешних рынках выгоден даже при оплате пошлины 58 EUR/т.

– С января этого года Китай отменил импортные пошлины на лом, станет ли это направление привлекательным для экспорта из Украины?
– Китай не интересен, поскольку далеко, и дорогой фрахт. Из Украины проще и выгоднее экспортировать лом в Турцию, где цена на сырье в настоящее время остается достаточно высокой. Кроме того, данный рынок для нас является традиционным, понятным и с отлаженными каналами сбыта, отлаженной логистикой.

– Насколько эффективным, прибыльным будет экспорт в сравнении с продажами на внутреннем рынке, учитывая действие пошлины? И какими должны быть условия на внутреннем рынке, чтобы ломозаготовители были не заинтересованы в экспорте сырья?
– Простая калькуляция. Затраты экспортеров, с учетом таможенной пошлины в EUR58, фрахта и портовой перевалки – порядка $110. На начало марта цена на лом в Турции была $450/т. Соответственно паритетная цена на рынке Украины, для того чтобы экспортеру было не выгодно вывозить сырье за пределы страны, должна быть $340/т или около 9400 грн/т. А на 1 марта цена закупки лома украинскими металлургами была установлена на уровне 6700 грн/т. Соответственно возникает вполне логичный вопрос: зачем работать с украинскими металлургами, если выгоднее платить государству пошлину в EUR58, отгружать лом в Турцию и при этом зарабатывать приличные деньги с тонны.
Если позиция металлургов изменится, и цены закупки в ближайшее время вырастут, приблизившись к экспортному паритету, крупные ломозаготовители готовы продолжать работать на внутреннем рынке. При текущих уровнях экспортных цен на лом закупочные цены на украинском рынке необходимо увеличить на 800-1000 грн, приблизив к 8000 грн/т.

– О каких объемах экспорта из Украины может идти речь? И не станет ли возобновление экспорта поводом для ужесточения ограничительных мер?
– У нас в стране возможно все: начиная от увеличения пошлины до 70-100 EUR/т вплоть до запрета экспорта лома из страны. Вместе с тем, по нашему мнению, суммарный объем экспорта не будет превышать 10-15% от общего ломосбора в месяц.

– Если все-таки пошлину продлят, какими будут последствия для рынка и ломозаготовительной отрасли?
– Нас ждет продолжение стагнации рынка и снижение ломозаготовки, которое наблюдается с 2016 года. По итогам года ломосбор может составить примерно 2,5-2,6 млн. тонн, а этого недостаточно для покрытия потребностей металлургов.
Примеры последствий для рынка от применения регуляторных мер есть и у других стран. Например, Казахстан вводил запрет на экспорт лома, и ломосбор уменьшился в 3 раза, потому что не было адекватной цены, и стало невыгодно работать. У нас происходит тоже самое. Металлурги говорят, что лома не хватает. А это не так, просто должна быть цена на лом, которая покрывала бы затраты на его сбор и позволяла ломозаготовителям зарабатывать и развиваться. А затраты сегодня выросли: топливо, зарплата, логистика.
Есть некая точка себестоимости сбора, которая у нас в стране находится на том уровне, при котором, учитывая низкую цену реализации лома, заработать практически невозможно. А низкая цена лома обеспечивается за счет пошлины.

– Видит ли компания компромиссное решение для сложившейся ситуации?
– Если рассмотреть динамику отгрузки экспорта лома черных металлов за последние 10 лет, то экспорт лома в большинстве своем не превышал 10% от общего ломосбора. Резкие всплески, которые наблюдались в 2014-2015 году, были обусловлены как сокращением ломопотребления в стране при сохранении достаточно высоких объемов его заготовки, так и стремлением игроков реализовать на ожиданиях увеличения пошлины максимальные объемы.
Вместе с тем, я считаю, что пошлина имеет место быть, но должна быть гораздо ниже – на уровне 10-15 EUR/т. Это стимулировало бы металлургов выдерживать экспортный паритет и закупать лом в соответствии с мировыми ценами. А ломозаготовителей – наращивать объемы ломосбора или сохранять их на уровне, необходимом для обеспечения потребностей и внутреннего рынка, и возможности экспортировать до 10% лома. И только тогда ломозаготовители смогут и зарабатывать, и с развиваться.
Допустим, пошлину снизят до 15 EUR/т вместо текущих 58 EUR/т. Цена на лом вырастет на 43 EUR/т или около 1400 грн/т, что позволит гораздо большему количеству ломозаготовителей участвовать в процессе сбора лома. В результате, при сниженной пошлине, ломозаготовка может достигнуть 3,5-3,6 млн. тонн, из которых 350 тыс. тонн – около 10% – может быть отгружено на экспорт. Оставшиеся 3,2 млн. тонн абсолютно удовлетворяли бы потребность всех металлургов. Но при этом себестоимость этих объемов лома становится дороже на EUR138 млн. И именно из-за EUR138 млн роста себестоимости сырья метпредприятия сообща выступают за продление пошлины.

Источник: журнал «Металл -Курьер» №1 (50) / 2021
МЫ ГОТОВЫ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Контакты